Факультет социальных и гуманитарных наук в исторической и футурологической перспективе
Сегодня многое меняется в нашей жизни. Трансформируются общественные отношения и принципы социальной коммуникации, изменяется природа производства, возникают новые экономические и культурные тренды. Университетское сообщество и система образования в целом переживают период становления иных подходов, даже иной идентичности. В такие моменты интересно окинуть взглядом прошлое, выделить черты устойчивой традиции, питающей дальнейшее развитие, и поговорить о будущем, обозначив возможные перспективы.
Наш сегодняшний собеседник – декан факультета социальных и гуманитарных наук Е.Н. Боклагов.
Евгений Николаевич, на что прежде всего Вы хотели бы обратить внимание, говоря о проделанной факультетом работе за прошедшие годы?
Конечно, хотелось бы обратить внимание на мероприятия, консолидирующие кафедры и факультет в целом, создающие общее поле деятельности и способствующие завязыванию новых плодотворных контактов — на проведенные нами научные и научно-образовательные форумы и исследования.
Во-первых, это два крупных, постоянно действующих проекта: международная научно-практическая конференция «Психология третьего тысячелетия», ежегодно проводимая кафедрой психологии с 2014 года, и международная научная конференция, ежегодно в течение последних десяти лет организуемая кафедрой социологии и гуманитарных наук. Психологическая конференция стала лауреатом XVI Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», кроме того, она дважды номинировалась как «Событие года в жизни психологического сообщества». За все время существования конференции в ней приняли участие более 500 ученых из Белоруссии, Германии, Казахстана, Польши, Украины и России, представлявших 130 различных вузов и исследовательских центров. С 2018 года кафедра клинической психологии проводит интереснейший студенческий форум — Межвузовскую зимнюю психологическую школу, участие в которой только в этом году приняли 120 человек — специалисты, преподаватели и студенты как нашего университета, так и МГУ им. М. В. Ломоносова, Рязанского медуниверситета, Российского православного университета, Сургутского государственного университета, НИИ неотложной детской хирургии и травматологии и др. А еще в прошлом году у нас прошли две всероссийские конференции лингвистической направленности, одна из которых была посвящена 25-летию сотрудничества с кафедрой английского языкознания МГУ.
Мы с удовольствием приняли в Дубне представительную делегацию наших коллег из Московского университета, Института языкознания РАН, РГСУ, МГПУ и Белорусского госуниверситета.

кафедры клинической психологии
Вы говорили об исследовательской деятельности, в каких областях она осуществляется?
Это прежде всего прикладные исследования в области социологии и психологии. Так, факультетский Центр социальных исследований за последние 5 лет осуществил более 20 проектов, связанных с изучением проблем образования, включая онлайн-образование, оценку качества образовательных программ и мотивации студентов. Проводились они в том числе по заказу наших партнеров — ОИЯИ и телеканала «Дубна».
У лаборатории экспериментальной психологии был очень характерный для современных междисциплинарных исследований проект, реализованный совместно с коллегами-экономистами и получивший поддержку РФФИ — «Моделирование поведения потребителей с применением искусственных нейронных сетей».
А деятельность учебная и внеучебная несомненно также включала в себя какие-то яркие моменты?
Не без этого, конечно. Высокий уровень подготовки лингвистов помогают поддерживать визиты западных коллег с публичными лекциями, о которых вы уже писали, цифровая мастерская для преподавателей английского языка и ежегодные семинары всемирно известного издательства «Макмиллан». Специалисты издательства приезжают в Дубну с серией мастер-классов по методике преподавания языка, развитию навыков работы со иноязычной справочной литературой, деловому английскому. Профессиональный тонус студентов-юристов поддерживает участие во Всероссийском конкурсе «Моя законотворческая инициатива», проводимом Государственной Думой РФ: только за последние пять лет наши студенты заняли 2 первых, 2 вторых и 3 третьих места в этом представительном соревновании студентов юридических направлений, причем законотворческие инициативы студентов университета «Дубна» находили затем свое отражение в Гражданском кодексе РФ (надо сказать, неоднократное), Федеральных законах о защите прав потребителей, о финансовой аренде (лизинге), в целом ряде иных нормативно-правовых актов. При кафедре социальной работы действует социальный волонтерский отряд «Доброе сердце»: около пятидесяти бакалавров и магистров ежегодно принимают участие в работе с малообеспеченными гражданами и инвалидами, воспитанниками приютов для детей и подростков, проводят благотворительные акции для ветеранов, участвуют в Декаде милосердия, Народном контроле доступности среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Среди объектов заботы волонтерского отряда — более десяти различных организаций Дубны и Дмитрова, работающих с социально незащищенными слоями населения.

Насколько известно, преподаватели факультета участвовали в подготовке первого полномасштабного онлайн-курса, который университет «Дубна» планирует разместить на одной из национальных площадок?
Именно так. Преподаватели кафедры психологии — доц. Д. В. Ющенкова и ст. пр. Ж. В. Щеблыкина — не просто участвовали, а выступили в качестве авторов-разработчиков курса «Траектории эффективности «Я». Это курс о самосовершенствовании, преодолении стресса и прокрастинации, о внутренней гармонии и многих других интересных возможностях, которые открывает перед человеком практическая психология. Курс сейчас размещается на российской образовательной платформе Stepik. Это пробный шар, я очень надеюсь, что за ним последуют и другие конкурентоспособные онлайн-разработки наших коллег.
Настало время поговорить о перспективах развития факультета,
о новых проектах.
В этом и следующем году стартовали и стартуют такие новые для факультета формы деятельности, как Школа инновационной педагогики, Школа кадрового резерва, педагогическая магистратура. О Школе инновационной педагогики мы уже неоднократно рассказывали, отмечу лишь, что набор этого года — это 30 будущих учителей математики, информатики, русского языка, физики и химии, которые уже приступили к обучению. Тесно связанный со Школой проект — новое магистерское направление «Педагогическое образование». Набор на 4 магистерских программы в рамках этого направления планируется в 2021 году, нам очень важно выстроить линию преемственности между Школой и педагогической магистратурой, привлечь квалифицированные кадры в области педагогики, сильных работодателей. Поддерживает этот тренд и новая магистерская программа «Психология и педагогика», запущенная кафедрой психологии, и ряд программ повышения квалификации в области психолого-педагогического образования, разработанных кафедрой клинической психологии. Думаю, будущее — за продуманной интеграцией этих проектов, что позволит университету использовать свои возможности классического вуза с глубокой предметной подготовкой и в будущем стать заметным в рамках региона центром подготовки школьных учителей и педработников высшей квалификации.
А вот Школа кадрового резерва — это инициатива городской администрации, готовой финансировать подготовку на базе университета будущих лидеров, руководителей муниципальных учреждений и органов власти, вооруженных современными знаниями в области менеджмента, права, психологии, информационных технологий, изучения общественного мнения. Нами уже согласован довольно разнообразный и насыщенный учебный план, реализация проекта начнется в 2021 году.
Но ведь и основной учебный процесс тоже обогатится в следующем году новыми профилями обучения?
Конечно. У коллег-социологов обновляются оба уровня образовательных программ. В рамках бакалавриата мы переходим к подготовке по профилю «Социология регионального развития», что позволит сориентировать обучение на запросы Московской области, реальные нужды местных предприятий, местной власти. Также и магистерская подготовка социологов теперь будет осуществляться по программе «Социальные и арт-практики в цифровом измерении», недавно состоялось обсуждение этого профиля на Ученом совете. Также к факультету присоединилось направление «Государственное и муниципальное управление», получившее с 2021 года бюджетные места на профиль «Муниципальное управление и бизнес». Современная политика государства, направленная на реализацию федеральных и региональных программ развития с участием бизнеса, делает такую программу исключительно своевременной: чиновник должен понимать, как эффективно взаимодействовать с бизнесом, бизнесмен — как участвовать в проектах, финансируемых бюджетом. Это сложная и многомерная компетенция, сформировать которую мы постараемся у наших студентов в том числе и через привлечение к реализации программы новых кадров, новых работодателей.
Так что работы много, но она вдохновляет, как это всегда бывает в эпоху заметных социальных трансформаций.